iDrivePRO
Блог компании iDrivePRO

Об отзывной кампании (обновление ПО)

За последнюю неделю мы получили около 50 обращений с вопросами об отзыве дизельных машин для обновления программного обеспечения. "А можно мне обновлять машину?" "А что будет если я не обновлю?" "А правду говорят, что все пропадет?"
Попробуем немного разобраться.

Обновление ПО BMW
Обновление ПО BMW


1. Что такое обновление программного обеспечения.
Под обновлением программного обеспечения (далее - ПО) подразумевается обновление прошивки блоков управления (далее - ЭБУ), коих в машине (в зависимости от комплектации) может быть от 10 до 60. Программы пишут люди, а людям иногда свойственно ошибаться. Впрочем, не всегда в лабораторных условиях можно предвидеть те или иные условия эксплуатации. В большинстве случаев новые версии ПО приносят исправление выявленных ошибок, неточностей и шероховатостей. Всякий раз, когда вы заезжаете на диагностику, обслуживание или ремонт, компания BMW получает от вашего авто обратную связь. Можно представить объем данных, который таким образом собирается по всему миру. На основе этой информации удается находить и исправлять в программном коде ошибки, неточности или просто непредвиденные режимы работы тех или иных агрегатов или исполнительных устройств.

Обновления выходят регулярно, но гнаться за ними, пожалуй, не стоит. Зачастую вместе с исправлением одних неисправностей новый софт приносит другие, иногда более досадные. Многие наверно помнят перезагружающиеся головные устройства или погасшие (на самом деле там сильно убавилась яркость) проекционные дисплеи. Обоим этим примерам не больше года от роду, а сколько их таких было - не сосчитать. Впрочем, иногда обновления приносят и новые возможности, но случается это крайне редко. Из недавних примеров - Android Auto (для головных устройств id7) и полноэкранный Apple CarPlay (для id6).

Периодически компания BMW выпускает и важные (рекомендованные) обновления. Обычно это касается свежих (необкатанных) моделей, но случаются и действительно вопиющие вещи - например, однажды BMW пришлось оперативно "закрывать" дыру в безопасности блока CAS (Car Access System) из-за того, что обычным программатором с AliExpress в него можно было прописать сторонний ключ и благополучно на машине уехать. К счастью, случается такое нечасто и (к чести производителя) "хотфиксы" выпускаются довольно оперативно и вне зависимости от актуальности кузова.

Очевидной "побочкой" от обновления ПО является тот факт, что обновление уничтожает все "кодировки" и прошивки (чип-тюнинг и/или дистанционный запуск), которые имели место быть в автомобиле. И если с кодированием все относительно просто, то прошивки придется делать заново и на платной основе (маркетинговые "бесплатные возвраты" чипа мы в расчет не берем, так как в большинстве случаев это ничто иное как восстановление старой прошивки из бэкапа вместе со старым софтом ЭБУ). Именно это обстоятельство обычно и заставляет принимать решение о целесообразности обновления. Безопасность (как в примере с CAS) очевидно важнее чипа, а вот Android Auto явно не стоит того, чтобы повторно делать прошивку. Особенно если у вас iPhone.


2. Обновление силами официального дилера: нюансы и последствия.
Известно, что обновление программного обеспечения у официалов - мероприятие довольно специфичное, и связано это в первую очередь с особенностью дилерского программного обеспечения. Нюанс в том, что обновление ПО возможно только на автомобилях, в которых ВСЕ блоки управления соответствуют текущей (необязательно заводской) комплектации и дате выпуска авто. И это, пожалуй, самое тонкое место в дооснащении.

Со стороны может казаться, что мы сгущаем краски и надуваем щеки, обращая внимание заказчика на важность подбора компонентов для дооснащения. Волшебный мир авито задает ценовые тренды, и порой бывает сложно убедительно объяснить, почему вон та красивая приборная панель по привлекательной цене принесет проблем больше, чем удовольствия. Осознание приходит позже, например когда в рамках гарантийных обязательств (или, реже, отзыва) вам меняют, например, рулевую рейку. После замены обязательно потребуется программирование (читай - обновление ПО), и вот в этом месте обычно случаются неприятности. Машина не встает на программирование - программа требует заменить неподходящие блоки. Представитель официального сервиса звонит вам и предлагает обсудить заманчивую перспективу оплатить рейку (а цена ее способна вызвать у неподготовленного человека судороги) и работы по ее замене. Разумеется, есть и компромиссный вариант: скорее всего вам снисходительно предложат отказаться от замены, оплатив всего лишь работы по снятию и установке вашей детали (и остаться, разумеется, со старой рейкой). Справедливости ради, в большинстве случаев удается решить вопрос еще менее травматичным (для психики) способом, но для этого обычно приходится приложить некоторые усилия (некоторые ОД после препирательств не поморщившись возьмут с вас дополнительные 10 000 рублей). На выходе имеем потраченное время, нервы и (возможно) деньги.

Очевидно, что не каждый из нас попадет в такую ситуацию, но предупрежден - значит вооружен. Особенно важно учитывать это при дооснащении гарантийных машин. Разумеется, бывают и исключения. Иногда дооснащение "по канонам" оказывается нецелесообразным в финансовом отношении, и приходится идти на компромиссы. Без них, к слову, некоторых дооснащений и вовсе не существовало бы. К счастью, существуют более "лояльные" способы обновления ПО. Главное - пользоваться такими инструментами с умом, иначе можно натворить дел.

3. Техническая акция 10013850300 - что делать и кто виноват.
История сервисных акций отчетливо дает нам понять: система EGR - явно не самое сильное место у автомобилей BMW. Копий о его необходимости сломано огромное количество, но мы здесь собрались для другого. В рамках предыдущих отзывных кампаний у некоторых моделей производилась замена охладителя EGR, и связано это было с вероятностью потери им (охладителем) герметичности со всеми последующими неприятностями: от "ухода" антифриза до локального обгорания впускного коллектора.

В конце августа 2022 года BMW запустили очередную техническую акцию (№ 10013850300), в рамках которой владельцам дизельных авто в G-кузовах предлагается обновить программное обеспечение в ЭБУ двигателя (а заодно, как мы выяснили выше, и во всех остальных блоках). Благодаря телематическим службам (XXI век!) сообщение об акции в одночасье получили все причастные, но не все смогли понять, о чем это. Попробуем разобраться.

Итак, что нам пишут об этой акции из далекой Германии по защищенным каналам связи.

Описание ситуации.
Анализ качества в нашей компании привел к пониманию того, что в редких случаях на протяжении срока службы транспортного средства в системе впуска могут появляться воспламеняющиеся отложения. По этой причине должна быть реализована программная защитная функция для соответствующей детали, позволяющая предотвратить возможное дальнейшее распространение потенциальных повреждений. В случае начинающегося локального обгорания системы впуска активируется и отображается для водителя сообщение системы контроля параметров автомобиля «Неисправность привода...».

Воздействие.
Указанные отложения в очень редких случаях могут приводить к локальному обгоранию системы впуска вплоть до возгорания.

Из вот этого скупого описания (даже не стали прикладывать страшные фотографии, как в бюллетенях из предыдущих отзывных кампаний) следует что в редких (или даже очень редких, они сами не определились еще до конца) случаях могут появляться воспламеняющиеся отложения. Спасибо, BMW, но это мы и так знали. Каждый владелец дизельного BMW помнит, что чистка впускного коллектора - это необходимая процедура, и что на современных машинах заглядывать туда есть смысл уже на пробегах до 50 тысяч км. Дальнейшее описание ситуации в явном виде раскрывает всю суть обновления: в новой версии ПО машина умеет вовремя зажечь ошибку. Собственно, это все. Выводы каждый делает сам.



Большое спасибо за доверие всем, кто обратился за разъяснениями к нам - это действительно дорогого стоит. Ну и отдельное дооснащенческое удовольствие в том, что большинство "наших" машин, дооснащенных оригинальными опциями, не испытывают сложностей при обновлении ПО у официальных дилеров. Так, собственно, и задумывалось. Время собирать камни.







Новости